Консультации для родителей

Консультация для родителей
Тема: Адаптация ребенка к условиям жизни ДОУ.


        Это очень долгий и ответственный процесс. Главное в нем не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие-соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
     Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс. Важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.
   Зачем ребенку идти в детский сад?
-в детском саду ребенок имеет возможность общаться со сверстниками
-ребенок приобретает навыки общения со взрослыми
-в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами и развивает умение соблюдать их
-ребенок получает возможность интеллектуального и физического развития

   Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой – все щире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.
Практически каждая семья при поступлении в ДОУ сталкивается с этой проблемой.
   Что такое адаптация?
Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех фактов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
    Цель адаптационного периода:
Это- приспособления малыша к новым условиям его существования.

Задачи адаптации:
1. Благополучное изменение физиологической активности и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования.
2. Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе.

Этапы адаптации в ДОУ
1. Этап – подготовительный
Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщаться к новым для его условиям.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.
2. Этап – основной
Главная задача этого этапа – создание положительного образа воспитателя. родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.
Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.
3. Этап – заключительный
Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребенка, нужно сделать его постепенным ( у каждого ребенка проходит индивидуально);
В течении 1-й недели ребенок посещает детский сад 2 часа , затем время увеличивают.
Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь сон.

Адаптация к условиям ДОУ делится на три степени тяжести:
Легкая адаптация - временное нарушение
-сна
-аппетита
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.)
Средняя адаптация –все нарушения выражены более и длительно:
-сон
-аппетит
-речевая активность
-эмоциональное состояние
-двигательная активность
-взаимодействие со взрослыми и сверстниками
-фиксируются заболевания
Тяжелая адаптация- сопровождается грубыми нарушениями всех проявлений и реакций ребенка.
-снижение аппетита иногда проявляется рвота
-ребенок нередко избегает контактов со сверстниками и пытается уединиться
- подавленное состояние в течение долгого времени (волнообразное состояние)
- дети подвержены постоянным заболеваниям

Методы адаптации в условиях ДОУ
1. Наблюдение и сопровождение детей педагогами, психологом и медицинским работникам;
2. Возможность пребывания в группе совместно с родителями;
3. Использование игр и упражнений, способствующих снижению тревожности, эмоциональному включению в совместные действия со сверстниками и взрослыми, способствующих адаптации в детском коллективе;
4. Информационная поддержка родителей;
5. Нетрадиционные работы с родителями и детьми, вовлечение в совместную детско-родительскую деятельность с использованием арт-методов общения ( совместное театрально-игровое взаимодействие, рисование).

Чтобы адаптация ребенка к детскому саду была успешной, рекомендуется готовить малыша к детскому саду заранее
1. Следует рассказать ребенку , что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад.
2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать с малышом за прогулкой ребят, которые уже ходят
3. Научить ребенка вместе играть с другими детьми, обмениваться игрушками.
4. Не следует в присутствии ребенка высказывать свои страхи по поводу детского сада. Нужно вселять уверенность в ребенка
5. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельной деятельности.
6. Задача родителей быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.
Признаки хорошей адаптации:
• Глубокий сон,
• Хороший аппетит,
• Бодрое эмоциональное состояние,
• Активное поведение ребенка,
• Соответствующая возрастная прибавка массы тела,

Семья- социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, окружающему микроклимату, к характеру пищи. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители , объединив свои усилия , обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.
Поэтому на сегодняшний день актуальна тема «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».